Сочинение. ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» Гоголь
не раз предупреждал: Хлестаков — самый трудный образ в пьесе.
Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков — мелкий
чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже
собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден и не
способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное
существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно
презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои
беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь
случай, и все изменится, он перенесется «из грязи в князи». Это и
позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом
значительным. Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому.
Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в
действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его «друг»
Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее.
Интересно, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не
признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми,
ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в
случае: повезло — и ты директор департамента. Никаких личных заслуг,
труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то
подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что он
откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее,
пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно
подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не
обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в
заранее созданной выдумке, недаром гордится Антон Антонович: «Тридцать
лет живу на службе; ...мошенников над мошенниками обманывал. Трех
губернаторов обманул!» Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь
одного — чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи. А
между тем это одна из основных черт Хлестакова. Внутренняя пустота
делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный
момент он ведет себя так, как «получается». Его морили голодом в
гостинице, над ним висела угроза ареста — и он льстиво молил слугу
принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от
восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том,
как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного
господина. «Ну, хозяин, хозяин... Я плевал на твоего хозяина!» В
каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский
замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи
каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные
воедино и выставленные на «цене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты
городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека:
«...Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе,
хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!» Таким образом, мы видим, что
представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в
основном совпадают. Ведь хлестаковские «тридцать пять тысяч одних
курьеров» ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в
меч,тах городничего «поскачут везде». И главное, Сквозник-Дмухановский
также рад унизить мелкую сошку городничего, представив себя генералом. Итак,
образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение Гоголя.
Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он
представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и
ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков
представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот почему
жизнь эпохи отразилась в «Ревизоре» с огромной силой, а образы
гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые
позволяют яснее понять социальные явления того времени.
|