Как
это часто бывает, через судьбы простых, обыкновенных людей прокладывает
себе путь история. И эти судьбы становятся ярким «цветом времени». Кто
же является главным героем в «Капитанской дочке» Александра Сергеевича
Пушкина? Представитель народной мысли и-народного дела Пугачев?
Независимый, свободный в своих отношениях к Пугачеву Гринев? Честный
капитан Миронов и его жена? Их дочь Маша? А может, сам народ?
В «Капитанской дочке» сокровенная мысль гораздо глубже и
значительнее. Да, Пушкин как бы скрывается за образом повествователя,
русского офицера, современника Пугачевского восстания, не только
свидетеля, но и участника исторических событий. Но мне кажется, что за
исторической канвой ни в коей мере нельзя забывать и о человеческих
отношениях, о силе и глубине чувств людей. Все в повести полно
милосердием. Пугачев должен был помиловать Гринева, потому что однажды
Гринев разглядел человека в Пугачеве и не может уже забыть этого
Пугачев. Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не
осталось никого близкого во всем мире, Гринев. Любит и спасает своего
рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна.
Велика сила любви! Как точно и кратко описывает автор состояние
капитана Гринева, когда тот, тревожась за судьбу Марьи Ивановны, вошел в
комендантский дом. Быстрым взглядом Гринев охватил жуткую картину
разгрома: « Все было пусто; стулья, столы, сундуки были переломаны;
посуда перебита, все растаскано». В светлице Марьи Ивановны все
перерыто; Гринев представил ее в руках пугачевцев: «Сердце сломалось… Я
громко произнес имя моей любезной». В короткой сценке небольшим
количеством слов переданы сложные чувства, которые охватили молодого
героя. Мы видим и страх за любимую, и готовность спасти Машу во что бы
то ни стало, и нетерпение узнать о судьбе девушки, и переход от отчаяния
к трезвому спокойствию.
Мы знаем, что и капитан Гринев, и Маша — лица вымышленные, но без
них мы не могли бы представить Пугачева, наши знания о жизни XVIII века
были бы бедны. И тогда у нас не возникли бы те мысли о чести,
человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при
чтении «Капитанской дочки». Гринев не оставил девушку в трудную минуту и
отправился в Белогорскую крепость, занятую Пугачевым. У Маши состоялся
разговор с Пугачевым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она
сказала: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась
умереть, и умру, если меня не избавят». После этих слов Пугачев все
понял: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю». Маша видела перед
собой человека, который был убийцей ее родителей, но в то же время и ее
избавителем. От избытка противоречивых чувств она потеряла сознание.
Пугачев отпустил Гринева с Машей, сказав при этом:
* «Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам
бог любовь да совет!» Родители Гринева хорошо приняли Машу: «Они видели
благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную
сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее
узнать и не полюбить».
Любовь Гринева к Маше уже не казалась его родителям «пустою блажью»,
они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке. Марья
Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла
у них самое лучшее: честность и благородство. Невозможно не сравнить ее
с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В
них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, однажды
полюбив, каждая из них осталась навсегда верной своему чувству. Только
Маша Миронова не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала
бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство
заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой
императрицы. Как мы знаем, она добилась оправдания и освобождения
любимого человека.
Поистине, сила любви огромна. Так на протяжении романа постепенно
изменился характер этой девушки. Из робкой, бессловесной «трусихи» она
стала смелой и решительной героиней, способной отстоять свое право на
счастье. Именно поэтому роман назван «Капитанская дочка». Она — истинная
героиня. Ее лучшие черты разовьются и проявятся со временем в героинях
Толстого и Тургенева, Некрасова и Островского.
|