Трагична
любовь князя Мышкина к Настасье Филипповне. Последняя, наделенная
необыкновенным умом и красотой, стремится к нравственному возрождению,
чувству в князе высший, христианский идеал. Однако князь — не тот
человек, который может навязать другому свою волю. Он, как и Христос,
способен только убеждать, а не принуждать. Настасью Филипповну же
привлекает еще и сильная личность, купец Парфен Семенович Рогожин. Ее
раздвоенность ведет к трагедии. Настасья Филипповна гибнет от рук
обезумевшего от ревности Рогожина. Князь Мышкин в результате
действительно сходит с ума. Христу невозможно нормально существовать в
современном обществе — таков неутешительный вывод Достоевского.
Князь Мышкин — в чем-то образ фантастический, не от мира сего.
Однако писатель отнюдь не считал это обстоятельство недостатком.
«Неужели фантастичный мой Идиот не есть действительность, да еще самая
обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших
оторванных от земли слоях общества, — слоях, которые в действительности
становятся фантастичными... Я не за роман, а за идею мою стою», —
восклицал Достоевский в одном из писем.
Главный герой романа не только олицетворял для автора христианский
идеал, но и был носителем важнейшей идеи Федора Михайловича — о
необходимости возвращения образованных классов общества на почву
христианской нравственности, в наибольшей мере присущей, по его мнению,
тесно связанным с землей и с природой в целом крестьянам. Князь
доказывает, что европейское общество давно уже потеряло нравственную
связь с религией и потому не может служить образцом для России. Сам же
герой, по точному определению М.Е. Салтыкова-Щедрина, представляет собой
«тип человека, достигшего полного нравственного и духовного
равновесия». Князь Мышкин в страстном монологе выражает мысли
Достоевского об особенностях русского пути к Богу и русской веры вообще:
«...У нас коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом
станет, да еще из самых подземных; коль атеистом станет, то непременно
начнет требовать искоренения веры в Бога
насилием, то есть, стало быть, и мечом! Отчего это, отчего разом
такое исступление? Неужто не знаете? Оттого, что он отечество нашел,
которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился
ее целовать! Не из одного ведь тщеславия, не все ведь от одних скверных
тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а из
боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому
берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и
не знали! Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче, чем
всем остальным во всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а
непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая,
что уверовали в нуль. Такова наша жажда! «Кто почвы под собой не имеет,
тот и Бога не имеет». Это не мое выражение. Это выражение одного купца
из старообрядцев, с которым я встретился когда ездил. Он, правда, не так
выразился, он сказал:
«Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался».
Ведь подумать только, что у нас образованнейшие люди в хлыстовщину даже
пускались... Да и чем, впрочем, в таком случае хлыстовщина хуже, чем
нигилизм, иезуитизм, атеизм? Даже, может, и поглубже еще! Но вот до чего
доходила тоска!.. откройте русскому человеку русский «Свет», дайте
отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле!
Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его,
может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и
увидите, какой исполин, могучий и правдивый, мудрый и кротки и вырастет
пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от
нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе
нас не могут, судя по себе, без варварства».
Главный герой «Идиота» несет нам мысль автора о «русском Боге»,
который сможет духовно оздоровить весь мир. Этот Бог, новый Христос,
обернет человечество к земле, к родной почве, к традиционным
нравственным ценностям всеединства. Князь Мышкин — это не сегодняшний
несовершенный человек, а олицетворение грядущего русского Христа.
Впервые Мышкин появляется в поезде на Петербург. Принадлежа к
дворянскому сословию, Мышкин тем не менее сознает, что ему не хватает
формы и чувства меры "Я не имею жеста", - говорит он. Он доверчив, лишен
себялюбия, необидчив, бескорыстен кроток и целомудрен. Скорее
трогательный, нежели комичный в своей неловкости, он наивен и предельно
искренен.
При этом Мышкин мудр и глубоко понимает человеческую природу с ее
неодолимыми противоречиями. Благодаря своей болезни он постиг минуты
высшей гармонии, полноты и блаженства. Он верит в возможность рая на
земле? в то, что все люди способны прозреть и преобразиться. Прообраз
этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив
вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире
взрослых. В нем самом много детского. Детское, чистое, простодушное и
доверчивое обнаруживает он и в окружающих его людях.
Князь не стремится к самоутверждению, не судит и не обличает, он
отзывчиво и бескорыстно, по-братски относится к другим людям. Главные
его качества - смирение, способность понять другого и способность к
состраданию. Про Настасью Филипповну он говорит, что она чиста и
заслуживает не только сострадания, но и уважения. Мышкин особенно чуток к
красоте и считает, что она "спасает мир". Красота двух женщин покорила
его. Он любит Аглаю Епанчину, но он любит и Настасью Филипповну -
любовью-жалостью. Мышкин мечется между ними. Он разрывается между
простым человеческим чувством мужчины к женщине и бесконечным
состраданием. Настасья Филипповна любит его, но, стыдясь своего позора и
нечистоты; бежит от князя к Рогожину. Аглая, ревнуя к Настасье
Филипповне, отступается от него. Чем дальше, тем больше душа Мышкина
погружается в смуту. Ему тяжело с людьми.
Пространствовав по России, князь возвращается в столицу под сильным
впечатлением, становится почти народником и славянофилом, верит в
русского Христа, который должен, по его убеждению, противостоять
западным веяниям - как атеизму и социализму, так и Антихристу,
проповедуемому, по его мнению, католичеством..
Правда, его антикатолический пафос противоречит его же внутренней
открытое и способности к все пониманию, выдавая здесь голос самого
автора. Князь проповедует нравственное самосовершенствование и истинное,
не показное благородство высокопоставленным гостям, собравшихся у
Епанчиных в Павловске. Не только словами, но всей своей личностью Мышкин
обличает фальшь и корысть.
Однако его "неотмирность" и чистота не способны преобразить мир, а
часто, наоборот, становятся катализатором разлада. Вокруг него кипят
страсти и завязываются интриги, которым Мышкин не в силах противостоять.
Он привлекает, к себе людей своим внутренним светом и всепрощением, но
он же провоцирует и зло. Ему исповедуются, но его сострадание мучительно
и вызывает у многих протест. В финале романа , князь, погруженный во
тьму, становится полным идиотом.
|