Князь
Лев Николаевич Мышкин — главный и самый симпатичный герой романа Ф.М.
Достоевского «Идиот». Федор Михайлович в одном из писем утверждал, что
«главная мысль романа — изобразить положительного прекрасного человека.
Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не
только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за
изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что эта
задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал — ни наш ни
цивилизованной Европы еще далеко не выработался». Достоевский перед
трудной задачей не спасовал. Его князь Мышкин вырос вдали от России, и
для него новы и неожиданны «больные вопросы» русской пореформенной
действительности. Главное устремление своего героя писатель определяет
как «восстановить и воскресить человека». Князь противостоит умственной и
нравственной ординарности окружающих, находящихся во власти золотого
тельца. Он навсегда сохранил мироощущение ребенка, не знающего фальши и
живущего в тесном единстве с природой. Князь Мыш
кин чуток к страданиям других людей, поскольку с детства познал
одиночество и болезнь. Достоевский не раз повторял, что высшим идеалом
человеческой личности он считает Иисуса Христа, и в черновиках к роману
писатель называл Мышкина «Князем Христом». Герой «Идиота» убежден, что
человека нельзя казнить смертью, поскольку самое страшное здесь даже не
казнь, а ожидание казни: «Кто сказал, что человеческая природа в
состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство,
безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек,
которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: «Ступай,
тебя прощают». Вот этакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об
этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя
поступать!» Здесь Достоевский вложил в уста князя Мышкина собственные
переживания, когда ему самому, осужденному по делу петрашевцев, пришлось
ожидать смертной казни, не зная, что она заменена каторгой. В данном
эпизоде князь как бы уподобляется Иисусу Христу. Пис
атель был горячо убежден, что государство не имеет права отнимать
жизнь у своих подданных, какие бы ужасные преступления те ни совершили
(здесь он, кстати сказать, был солидарен со знаменитым маркизом де
Садом, которого во многом другом осуждал). Федор Михайлович как раз и
был тем человеком, кто мог рассказать, что переживает осужденный в
мгновения, которые считает последними в своей жизни. И он сам говорит с
нами, когда восклицает: «Нет, с человеком так
нельзя поступать!»
Трагична любовь князя Мышкина к Настасье Филипповне. Последняя,
наделенная необыкновенным умом и красотой, стремится к нравственному
возрождению, чувству в князе высший, христианский идеал. Однако князь —
не тот человек, который может навязать другому свою волю. Он, как и
Христос, способен только убеждать, а не принуждать. Настасью Филипповну
же привлекает еще и сильная личность, купец Парфен Семенович Рогожин. Ее
раздвоенность ведет к трагедии. Настасья Филипповна гибнет от рук
обезумевшего от ревности Рогожина.
Князь Мышкин в результате действительно сходит с ума. Христу невозможно
нормально существовать в современном обществе — таков неутешительный
вывод Достоевского.
Князь Мышкин — в чем-то образ фантастический, не от мира сего.
Однако писатель отнюдь не считал это обстоятельство недостатком.
«Неужели фантастичный мой Идиот не есть действительность, да еще самая
обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших
оторванных от земли слоях общества, — слоях, которые в действительности
становятся фантастичными... Я не за роман, а за идею мою стою», —
восклицал Достоевский в одном из писем. Главный герой романа не только
олицетворял для автора христианский идеал, но и был носителем важнейшей
идеи Федора Михайловича — о необходимости возвращения образованных
классов общества на почву христианской нравственности, в наибольшей мере
присущей, по его мнению, тесно связанным с землей и с природой в целом
крестьянам. Князь доказывает, что европейское общество давно уже
потеряло нравственную связь с религией и потому не может служить
образцом для России. Сам же герой, по точному определению М.Е.
Салтыкова-Щедрина, представляет собой «тип человека, достигшего по
лного нравственного и духовного равновесия». Князь Мышкин в
страстном монологе выражает мысли Достоевского об особенностях русского
пути к Богу и русской веры вообще: «...У нас коль в католичество
перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из самых подземных;
коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в
Бога
насилием, то есть, стало быть, и мечом! Отчего это, отчего разом
такое исступление? Неужто не знаете? Оттого, что он отечество нашел,
которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился
ее целовать! Не из одного ведь тщеславия, не все ведь от одних скверных
тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а из
боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому
берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и
не знали! Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче, чем
всем остальным во всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а
непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая,
что уверовали в нуль. Такова наша жажда! «Кто почвы под собой не имеет,
тот и Бога не имеет». Это не мое выражение. Это выражение одного купца
из старообрядцев, с которым я встретился когда ездил. Он, правда, не так
выразился, он сказал: «Кто от родной земли отказался, тот и от Бога
своего отказался». Ведь подумать
только, что у нас образованнейшие люди в хлыстовщину даже
пускались... Да и чем, впрочем, в таком случае хлыстовщина хуже, чем
нигилизм, иезуитизм, атеизм? Даже, может, и поглубже еще! Но вот до чего
доходила тоска!.. откройте русскому человеку русский «Свет», дайте
отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле!
Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его,
может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и
увидите, какой исполин, могучий и правдивый, мудрый и кротки и вырастет
пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от
нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе
нас не могут, судя по себе, без варварства». Главный
герой «Идиота» несет нам мысль автора о «русском Боге», который сможет
духовно оздоровить весь мир. Этот Бог, новый Христос, обернет
человечество к земле, к родной почве, к традиционным нравственным
ценностям всеединства. Князь Мышкин — это не сегодняшний несовершенный
человек, а олицетворение грядущего русского Христа.
|