А.Н.
Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя
репертуара для русского национального театра по праву считают "певцом
купеческого быта". И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у
входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и
страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых,
Подхалюзиных, Диких и Кабаних. Изображение мира московского и
провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного "темным
царством", стало главной темой творчества Островского. Не исключение и
драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году. Сюжет пьесы прост и
типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина
Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого
человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль "темного
царства" ("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было"), она
признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого признания
жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь
самоубийством. Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе
Островского "Гроза". Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины,
назвал ее "лучом света в темном царстве". Хорошо и беспечно протекала
жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя "на
воле". Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад,
в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом
Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: "Я жила, ни об чем не
тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала
меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю".
Катерина отличается от всех представителей "темного царства" глубиною
своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью.
Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты
русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура, открытая
душа, которая не умеет обманывать. "Обманывать- то я не умею; скрыть-то
ничего не могу", - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их
доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то
"мудреной", "чудной". Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она
с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и
подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась
горячая!". Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни.
Поэтому речь ее - эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная -
проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народною песню.
Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции
своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям.
Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и
богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее
молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как
страшный грех, от которого она пытается и не может уйти.
Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой,
грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к
себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям,
Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет
человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины
невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против
"темного царства", которое не дало ей счастья, свободы и независимости.
Этот процесс развивается... Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем
самым она доказала свою правоту, нравственную победу над "темным
царством". Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины,
писал: "Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно
положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем
развитии!" То, что поступок Катерины был типичен для своего времени,
подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в
семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные
роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство
с Клыковыми.
|