Молодежь является самой важной частью общества, своеобразным
создателем будущего,, создателем, пропускающим через призму собственного
восприятия и собственного здравого смысла предрассудки и прогрессивные
идеи "стариков” и, таким образом, определяющим, что найдет воплощение в
общественной жизни через несколько десятилетий, а что умрет вместе с
последними представителями старшего поколения. По состоянию молодежи
можно определить и состояние всего общества, ведь общественные пороки
прежде всего отражаются на его самой чувствительной и уязвимой части,
коей и является молодежь. И страшнее всего то, что молодое поколение
может утратить способность к анализу и оценке реальности и из
судьи-преобразователя превратиться в точное отражение старшего поколения
— тогда ни о каком развитии общества не может идти и речи.
Именно такую ситуацию и показал Островский в драме "Гроза”,
изобразив плачевное положение молодежи, за которой оставлено право лишь
соглашаться со старшими во всем. Одним из основных качеств детей
является любознательность, то есть стремление к познанию чего-то нового,
которое впоследствии переходит в антиконсерватизм, то есть стремление к
внедрению этого нового в жизнь. Любознательности нет места в городе
Калинове, ведь сведения об окружающем мире попадают сюда через странниц
типа Феклуши, фанатично убеждающих всех и вся, что "у вас в городе рай и
тишина, а по другим городам так просто содом”. Дикой называет Кулигина
"татарином” за попытку объяснить, что такое гроза. В атмосфере всеобщего
убеждения в том, что "гроза-то нам в наказанье посылается”, молодежь
верит всему: и рассказам о людях с песьими головами, и рассказам Дикого о
своем праве распоряжаться людьми. Усваивая с детства, что надо бояться
старших и беспрекословно подчиняться им, молодежь лишается способности к
критической оценке действительности и вынуждена принимать как
неизменную данность и домостроевские порядки, и право стариков, "тузов”
этого мира, на подкрепленную лишь авторитетом денег власть. Воспитание в
домостроевских традициях, когда родители в буквальном смысле "сокрушают
ребра” своим детям, либо подавляет и ломает детский характер, либо
заставляет ребенка приспосабливаться и учиться хитростями избегать
наказания за преступления против навязываемой морали.
Примером первого типа молодых людей являются Тихон Кабанов и
Борис Григорьевич. Лучше всего их характеризуют слова Тихона: "Нет...
своего-то ума. И, значит, живи век чужим”. Всю жизнь они находятся под
пятой своих родственников и не могут изменить такого положения, а
способны лишь жалеть себя. Они не способны совершить сколько-нибудь
значимый поступок: Тихон завидует смерти Катерины, но сам не может
решиться на самоубийство; Борис подчиняется дяде, даже когда тот велит
ему бросить Катерину и уезжать в Сибирь. Эти люди не могут по-настоящему
сильно любить: Тихон относится к Катерине как к одной из составных
частей своей "неволи”: "Недели две никакой грозы надо мною не будет,
кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?” Борис на слова Катерины
о том, что муж уехал на две недели, говорит: "О, так мы погуляем!
Время-то довольно”. Расставаясь с Катериной, он просит Бога, "чтоб она
умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!” Борис и Тихон — марионетки
в руках "темного царства”, безвольные куклы, неспособные ни на
поступок, ни на истинное чувство.
Особняком от них стоит Кудряш. На первый взгляд кажется, что
Кудряш и есть тот "революционер”, способный бросить вызов окружающему
миру, но, оказывается, и на нем лежит уродующая печать "темного
царства”. Кудряш относится к типу людей, приспособившихся к тяжелым
условиям жизни, он заключил негласный договор с Диким: Кудряш нужен
Дикому, поэтому Дикой ничего не может сделать с Кудряшом. Кудряш
удовлетворен таким положением вещей и не задумывается ни над проблемами
общества, ни над положением других людей. Его интересы эгоистичны, они
лежат в сфере "погулять —побраниться с Диким (то есть еще раз
насладиться чувством собственной "неприкосновенности”)”, он, может быть,
даже способен любить (о чем свидетельствуют его отношения с Варварой),
но он не может и не хочет бороться с "темным царством”, его деятельность
похожа, по определению Писарева, на "беганье белки в колесе”. Также и
Варвара: она научилась игнорировать брань Кабанихи, научилась лгать. ("И
я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.) Так она
приобретает ограниченную свободу действий и следует основному принципу:
"Делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. В действиях Варвары
нет протеста против порядков "темного царства”, она лишь хочет
"нагуляться” до свадьбы. И с Кудряшом Варвара убегает не из-за любви к
нему (она зевает на свиданье), а скорее от материнской тирании. Такие
два типа людей и составляют основу калиновской молодежи. В них нет
ничего прогрессивного; приспособившиеся или сломавшиеся, они не осознают
даже своего бессилия что-либо изменить в обществе, своей никчемности,
не понимают всего ужаса своего положения. Но Островский все же оставляет
молодому поколению надежду, показывая тип людей/" которые могут вывести
общество из плачевного положения. К этому типу молодежи относится
Катерина. Она не ломается под нажимом домостроевских порядков, но и не
может приспособиться к ним. ("Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего
не могу”.) Катерина открыто протестует против всего того, что ей
навязывают, протестует "по зову натуры”; протестует, потому что
физически не способна жить в "темном царстве”. Но ее протест не находит
отклика, поэтому ей остается лишь мечтать о "лучшем мире”, а когда гнет
"темного царства” становится невыносимым, да к тому же и Борис покидает
ее, Катерине ничего не остается, кроме как покончить жизнь
самоубийством.
В "темном царстве” нет условий для появления таких людей, как
Базаров или Лопухов, да и всякий протест разума будет подавлен, и
протестующий либо полностью покорится, либо направит свой ум на поиск
"лазеек” в морали общества. Здесь на помощь приходит сама природа,
порождая людей типа Катерины. Это единственный тип молодежи, способный
выжить и сохранить свои положительные качества неизменными, сохранить
способность совершенствовать общество. Их протест бессознателен, он идет
из глубин души, но это все же протест. Их сила — в единстве, судьба
одиночек — это судьба Катерины. Катерина — исключение, которое должно
перерасти в правило, первый "луч света”, предвестник нового типа
молодежи, который едиными силами своей натуры сможет разрушить "темное
царство” и создать новый мир.
|