Главная » Файлы » Сочинения » "Двенадцать" |
Христианские мотивы в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
30.06.2012, 02:44 | |
Центральный сюжет поэмы "Двенадцать" очень прост: красногвардейский патруль идёт по зимней очной улице революционного
Петрограда. Но эта ночь, эта метель и пурга, в которой теряются встречные фигуры, невольно напоминают "Зимнюю ночь" Пастернака: И всё терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. В поэме Блока тоже горит своя свеча. Это – образ Христа. Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле подобно другим фигурам. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может быть это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своём дневнике: "Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы "недостойны" Иисуса, который идёт с ними сейчас: а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой". В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова "На пиру богов", написанное в виде диалогов платоновского типа. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: "Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, "без креста", в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведёт?". И беженец декламирует последние четверостишие поэмы. Но дальше он говорит, что Блок "кого-то видел, только, конечно, не Того, кого он назвал, но обезьяну самозванца", то есть Антихриста. И всё же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный Иисус Христос. Сомнения в том, кто же всё-таки идёт во главе красногвардейцев, отразились и в самом облике этого персонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что даёт основания считать его Антихристом. Но на голове у него "белый венчик из роз". Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву: Белизна – угроза Темноте. Белый храм грозит гробам и грому. Белый праведник грозит Содому Не мечом – а лилией в щите. Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа: он идёт "нежной поступью недвижной, Снежной россыпью жемчужной". Но флаг всё-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего: Чёрный вечер. Белый снег. Так кто же всё-таки шёл впереди красногвардейского отряда? И ещё вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил М. Волошин? Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответы на эти вопросы. Но в самом последнем своём стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента образу к самой святой идее – идее свободы: Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Этим криком боли и – несмотря ни на что – надежды и закончился творческий и жизненный путь одного из самых трагических "детей страшных лет России". В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова "На пиру богов", написанное в виде диалогов платоновского типа. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: "Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, "без креста", в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведёт?". И беженец декламирует последние четверостишие поэмы. Но дальше он говорит, что Блок "кого-то видел, только, конечно, не Того, кого он назвал, но обезьяну самозванца", то есть Антихриста. И всё же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный Иисус Христос. | |
Просмотров: 945 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |