Драма
А.Н. Островского «Бесприданница», написанная в 1879 году, отразила
характерные для того времени явления: резкий скачок развитая торговли и
промышленности, изменение прежнего «темного царства» в сторону
цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе. Но Островского
интересует в первую очередь подъем чувства личности, вызванный
реформами, поэтому «Бесприданница» — психологическая драма, главную роль
в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и
драматическими переживаниями. Значительную роль в судьбе героини —
Ларисы Огудаловой — играют два человека: Сергей Сергеич Паратов и Юлий
Капитоныч Карандышев. Они соперники в любви Ларисы, и ситуация возникает
несколько парадоксальная: Паратова Лариса любит и продолжает любить, а
за Карандышева согласилась выйти замуж. Взаимного счастья с Паратовым у
нее не получилось: он «месяца два поездил, женихов всех отбил», а затем
внезапно уехал. Карандышев «года три» вертелся в доме Огудаловых и
дождался! наконец своего часа: устав от унизительного положения
бесприданницы, после скандала с арестом «жениха» прямо в доме Хариты
Игнатьевны, Лариса согласилась выйти замуж за первого, кто посватается.
Паратов и Карандышев ранее встречались в доме Огудаловых, но Паратов не
обращал на Юлия Капитоныча никакого внимания, а Карандышев всегда
ревновал Ларису и долго еще допрашивает девушку, чем же лучше Сергей
Сергеич. Приезд Паратова он воспринимает раздраженно: «Кто приехал?
Промотавшийся кутила, развратный человек...» Паратов же даже не
интересуется, за кого Лариса выходит замуж. Тем не менее приличия
требуют, чтобы гостя и жениха представили друг дру-1 гу, и Харита
Игнатьевна церемонно знакомит их. Оба героя чувствуют
себя соперниками, и между ними начинается негласная борьба.
Паратов дразнит Карандышева, «надеясь», что тот не ревнив, удивляется
предполагаемому отъезду молодых «от прекрасных здешних мест». Наконец,
раздувает ссору из-за пустяка: «обижается» на обвинение Карандышева в
грубости и невежестве бурлаков, к которым, как судохозяин, причисляет и
себя. Он требует от Карандышева извинений, и главная цель его — унизить
жениха в глазах Ларисы. «Я только поучу его, — говорит он девушке. — У
меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться
станут». В этих словах явственно звучит пренебрежение Паратова к
«маленькому человеку», и только просьбы Хариты Игнатьевны на время
приглушают конфликт. По требованию матери Ларисы Карандышев даже
приглашает Паратова на обед, хотя и не понимает, в чем он должен
извиняться. Паратов откровенно грубит («Так выучитесь прежде понимать,
да потом и разговаривайте!»), угрожает («Я еду-еду, не свищу, а наеду —
не спущу»). Он всячески провоцирует конфликт, холодно принимая
приглашение на званый обед, но не успокоившись. В дальнейшем он решает
потешиться над женихом, унизив его в глазах Ларисы и доказав ей, как он
полагает, свое превосходство. Но последующие события подтверждают, что
изначально обозначенные в сцене знакомства черты характера обоих героев —
тщеславие, себялюбие, равнодушие к чувствам Ларисы, самоутверждение
любой ценой — раскрываются в полной мере и играют свою роковую роль в
трагической судьбе героини.
|