Девятнадцатый
век в России – это время освобождения от крепостной зависимости. В эти
годы писатели, поэты и другие творческие люди чаще и больше. Говорили о
свободе, и не только крестьян. В эти времена женщины не имели таких
прав, каких имели мужчины: женщина подчинялась мужчине и даже может
служить его прихотям. Эту проблему эпохи А. Н. Островский затронул в
пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Так же в пьесах Александр Николаевич
открывает мир обмана и лжи, в котором за деньги покупается все: женщины,
любовь, красота. И в этом мире нет счастливых людей.
В пьесе «Бесприданница» представлены две женские судьбы –
матери и дочери. Харита Игнатьевна – мать Ларисы – имеет «небольшое
состояние» и не может дать приданного дочери, поэтому она живет,
открыто, всех принимает, ее дом всегда полон состоятельных мужчин. Одну
свою дочь она выдала за кавказца, который из ревности вскоре убил свою
жену. И теперь Харита Игнатьевна Лариса хочет найти более достойного
мужа. Лариса – красивая женщина, прекрасно поет, играет на разных
инструментах, поэтому у них в доме всегда приятная атмосфера, в которой
можно прекрасно отдохнуть и получить удовольствие. Но за это
удовольствие нужно платить, и Харита Игнатьевна часто своих гостей
«просит помочь» то купить Ларисе подарок, то еще что-то. Обстановку,
сложившуюся в доме Огудаловых, называют, цыганским табором, в котором
Ларисе живется не легко, так как она натура утонченная, лирическая,
чувствительная. Мать заставляет ее улыбаться гостям, петь песни и
играть, любезничать с мужчинами. Лариса в этом «таборе» чувствует себя
чужой, она хотела бы жить в более спокойной и домашней атмосфере, но
здесь за нее принимают решения, распоряжаются ее судьбой, а мнение и
чувства Ларисы никого не интересуют.
Среди круга мужчин, часто бывающих у Огударовых в доме, Лариса
выделяет Паратова, считает его своим идеалом. Он – человек широкой души,
коварный обольститель, готов поставить на карту не только свою, но и
чужую жизнь. Лариса любит его на столько, что едет гулять с ним по
Волге, будучи невестой другого человека. Из-за своей доверчивости она
считает Паратова благородным человеком, поэтому доверяет ему свою судьбу
и надеется, что он на ней женится. Но Паратов оказывается не таким
героем, каким его представляет себе Лариса, он оставляет ее ради выгоды и
«женится» на миллионах. А с Ларисой он рад был лишь провести последние
холостые дни.
Совершенно другой человек Карандышев, за которого Лариса
собралась выйти замуж. Он не такой богатый и выгодный мужчина, как
другие, окружающие Ларису. Карандышев, благодаря Ларисе Дмитриевне,
хотел подняться в глазах Кнурова, Вожеватова и других, и доказать этим
господам, что он не такой уж и простой, каким его считали. Лариса в его
намерениях не замечает этой корыстной и глупой цели и считает, что он ее
любит. Карандышев, сделав Ларисе Дмитриевне предложение, гордится и
хватается тем, что она выбрала его, а не богачей, поэтому приглашает на
обед Кнурова, Вожеватого и Паратова. Карандышев на обеде чувствует себя
большим человеком и не замечает, что все его гости смеются над ним.
Ларисе становится не выносимо видеть эти издевательства над своим
женихом, а его хвастовство унижает ее, поэтому она больше не может
находится с ним и уезжает.
В конце пьесы к Лариной приходит прозрение, Она понимает, что
представляют собой окружающие люди, и что она значит для них, поэтому
называет себя вещью, и таким образом, бросает вызов миру корысти и лжи.
Лариса в этот момент отчаяния хочет бросится в Волгу, но у неё не
хватает сил на такой решительный поступок. А Карандышев смог сделать то,
чего не смогла она – он выстрелил в неё. Это он сделал, потому что
Лариса его бросила и собиралась найти на содержание к Кнурову. Такого
поражения для себя он не выдержал, и в порыве гнева сделал непоправимое.
Этот выстрел для неё оказался спасением от позора, избавлением от мук и
страданий. Лариса благодарила своего «спасителя» за этот поступок и
перед смертью простила всех.
В пьесах островского женские судьбы несчастливые, потому что
женщины лишены свободы, они не могут принимать собственного решения.
Если же в «Грозе» Катерина смогла бросить вызов этому миру, этим нравам,
покончив с жизнью, то в «Бесприданнице» Ларисе не хватает сил для
подобного решения. В пьесе – сказке «Снегурочка» героиня не способна
полюбить, но когда в дар от своей матери в дар прекрасное чувство
любовь, то сразу погибает. Катерина, Лариса и Снегурочка за право любить
платят очень дорогую цену: Жизнь.
|