Повесть
была излюбленным жанром Н. В. Гоголя. Он создал три цикла повестей, и
каждый из них стал принципиально важным явлением в истории русской
литературы. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и так
называемые петербургские повести знакомы и любимы не одним поколением
читателей.
Гоголевский Петербург — это город, поражающий социальными
контрастами. Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой
жертвой и является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».
Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением
канцелярского анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий
осуществившем свою давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем
его на первой же охоте. Но в Гоголе эта история вызвала не смех, а
совершенно иную реакцию.
«Шинель» занимает особое место в цикле петербургских повестей.
Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был
воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал
«колоссальным». У Гоголя Башмачкин «был то, что называют вечный
титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и
наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье
налегать на тех, которые не могут кусаться». Автор, конечно, не скрывает
своей иронической усмешки, когда он описывает духовную ограниченность и
убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным
существом, безропотно сносившим «канцелярские насмешки» своих
сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа
переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные
интересы.
Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один момент не
покидает горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести как
трагическая жертва жестоких условий современной действительности. Автор
создает сатирически обобщенный тип человека — представителя
бюрократической власти России. Так, как начальство ведет себя с
Башмачкиным, ведут себя все «значительные лица». Смирение и покорность
несчастного Башмачкина в контрасте с грубостью «значительных лиц»
вызывали в читателе
не только чувство боли за унижение человека, но и протест против
несправедливых порядков жизни, при которых возможно подобное унижение.
В петербургских повестях с огромной силой раскрывалась обличительная
направленность творчества Гоголя. Человек и античеловеческие условия
его общественного бытия—вот главный конфликт, который лежит в основе
всего цикла. И каждая из повестей представляла собой новое явление в
русской литературе.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно
принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан
скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина
и звания».
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и
лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной
жизни, иного социального устройства.
|