Главная » Файлы » Сочинения » "Отцы и дети"

Анализ романа Тургенева И.С "Отцы и дети"
13.04.2012, 15:22
Сложно анализировать роман Тургенева "Отцы и дети", не зная исторической, общественно-политической ситуации, сложившейся в России к 1862 году. Русское общество находилось в крайне нестабильном положении, в ожидании реформ дворяне, разночинцы выдвигали самые разные проекты переустройства России. Многие помещики разорялись, жизнь становилась всё сложнее, и постепенно вошло в моду критиковать русские порядки, что впрочем всегда было характерно для наших людей, ничего не предлагая взамен. Все слои русского общества переживали сложно углубившийся кризис, тяжело отразилось на общественной жизни нарушение связи крестьян с землёй. Призывы к спасению России то через революцию, то через возврат к старым порядкам слышались всё чаще.
После выхода романа "Отцы и дети" в свет многие общественно- политические движения нашли выражение своих идеалов в каком-то из героев этого романа. Павел Петрович Кирсанов, например, близок по своим взглядам либеральному направлению, отстаивающего идеалы достоинства и прав личности, но потерявшими связь с реальностью из-за замкнутости своих принципов. Базарова сам Тургенев причислял к революцонерам, но слово "революционер" автор романа понимал несколько иначе, чем принято сейчас. Сам Тургенев не признавал полное разрушение и хаос, насилие как черты революции. Революцией мог быть и переворот в мышлении людей, ряд кардинальных рефор, изменяющих общество. В Базарове Тургенев видит главную недостающую современным ему людям черту личности - жажду практического действия, способность к действию.

Вы можете соглашаться с мнением автора о своём романе или оспаривать точку зрения Тургенева. В любом случае использование приведенных ниже цитат в сочинении или устном ответе поможет вам аргументировать свои мысли с опорой на фактический материал. Основным предметом споров вокруг романа было разное восприятие образа Базарова читателями: одни считали его передовым, умным, деятельным человеком, за которым будущее; другие видели в Базарове карикатуру на современную молодёжь.

Из написанного Тургеневым о своём романе:
"Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей." (О Базарове)
"... как вы это не видите! Это тоже представительница наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек, наших дворянок." (Об Одинцовой)
"... если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - если он его не полюбит, повторяю я - я виноват и не достиг своей цели". (О романе)
"Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего, - мне мечтался какой-то странный pendant (французк. "соответствие") с Пугачёвым и т. д." (О Базарове)
"...при сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему "влеченье, род недуга".
"Базаров - это моё любимое детище, из-за которого я рассорился с Катковым, на которого я потратил все находящиеся в моём распоряжении краски, Базаров - этот умница, этот герой - карикатура?!? ... Я давно уже с презрением отношусь к этой клевете; не ожидал я, что мне придётся возобновить в себе это чувство, читая Ваше письмо..." (О Базарове)
"Не удивляюсь, впрочем, что Базаров остался для многих загадкой; я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал." (О Базарове)
"... в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма". (Об истории создания романа)
"...Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона - не из нелепого желания оскорбить молодое поколение, а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем, доктором Д., и подобными ему лицами." (О Базарове)
"...за исключением воззрений (Базарова) на художества, я разделяю почти все его убеждения." (О Базарове)
"Ни отцы, ни дети", - сказала мне одна остроумная дама по прочтении моей книги, - вот настоящее заглавие Вашей повести - и Вы сами нигилист". (О романе)
"У меня, по поводу "Отцов и детей", составилась довольно любопытная коллекция писем и прочих документов. Сопоставление их не лишено некоторого интереса. В то время как одни обвиняют меня в оскорблении молодого поколения, в отсталости, в мракобесии, извещают меня, что с "хохотом презрения сжигают мои фотографические карточки", - другие, напротив, с негодованием упрекают меня в низкопоклонстве пред самым этим молодым поколением." (О романе)

Критики о романе и его героях:

"Б. смотрит на людей сверху вниз и даже редко даёт себе труд скрывать свои полупрезрительные и полупокровительственные отношения к тем, которые его ненавидят, и к тем, которые слушаются. Он никого не любит. Он считает совершенно излишним стеснять свою особу в чём бы то ни было. В его цинизме две стороны - внутренняя и внешняя, цинизм мыслей и чувств и цинизм манер и выражений." (Писарев о Базарове)
"...у Печориных есть воля без знания, у Базаровых - и знание и воля. Мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое". (Писарев о героях романа)
"Я признаюсь откровенно: мне лично это метанье камнями в своих предшественников противно." (Герцен о романе)
"...Базаров последовательно требует от людей, сдавленных всем на свете, оскорблённых, измученных, лишённых и сна и возможности наяву делать что- нибудь, чтоб они не говорили о боли, - это сильно сбивается на аракчеевщину". (Герцен о романе)
"Базаров выбил из своей головы всякие предрассудки, затем он остался человеком крайне необразованным.
Он слыхал кое-что о поэзии, кое-что об искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнёс приговор над незнакомым предметом. Эта заносчивость свойственна нам вообще, она имеет свои хорошие стороны, как умственная смелость, но зато порой приводит к грубым ошибкам". (Писарев о Базарове)
"Наука спасла бы Базарова, он перестал бы глядеть на людей свысока, с глубоким и нескрываемым презрением. Наука учит нас больше, чем еванглие, смирению. Она не может ни на что глядеть свысока, она не знает, что такое свысока, она ничего не презирает, никогда не лжёт для роли и ничего не скрывает из кокетства. Она останавливается перед фактами, как исследователь, иногда как врач, никогда как палач, ещё меньше - с враждебностью и иронией..." (Герцен о романе)

В "Отцах и детях" Тургенев поднимает вечную проблему конфликта поколений, когда старшее поколение, не понимая, что жизнь изменилась, продолжает жить на своих принципах и прошлых заслугах, даже не подозревая о том, что их образ жизни безнадежно устарел. Молодое поколение (Базаров) пытается резкой критикой, протестом, своими делами изменить ход времени, изменить хоть что-нибудь в мире, который рушится в пропасть, спасти этот мир.
Переход от одной эпохи к другой обязательно сопровождается появлением таких людей как Базаров. Базаровы сообщают обществу, что настал новый день, жить по-старому смешно, а по-новому - ещё не ясно как. Базаров должен был погибнуть, так как его желание переустроить мир опередило возможности общества к изменению.





Категория: "Отцы и дети" | Добавил: MasterCi | Теги: Анализ романа Отцы и дети
Просмотров: 1934 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]