Главная » Файлы » Сочинения » "На дне" |
«Есть - люди, а есть - иные - и человеки» по пьесе М. Горького "На дне"
04.07.2012, 08:58 | |
В основе пьесы Максима Горького "На дне” — спор о человеке и его
возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костыле-вых —
месте, как бы находящемся вне мира людей. Практически все обитатели
ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром
оборваны все важнейшие-связи — социальные, профессиональные, духовные,
семейные. Ничто не связывает и самих ночлежников — они лишь случайно
сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ничего знать друг о друге.
Итак, разобщенность, беспросветность жизненного "дна”. Что может помочь
человеку? Может ли его вообще что-либо спасти?
В споре, ведущемся о человеке, особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична и в этой фатальности цинична. По его мнению, все люди — "лишние”, так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним. Люди плывут по течению, как щепки, "родятся, поживут, умирают”. Человек бессилен что-либо изменить. Отсюда — равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе. Правда Бубнова — это правда внешних обстоятельств жизни. Лука — пожалуй, самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произведения. Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот странник — единственный носитель идеи сострадания в пьесе. Он сознает: есть "люди” и есть "человеки”. Слабым ("людям”) нужна поддержка: в надежде, в вере, в силе другого. Ибо вера и надежда — мощнейший стимул всех человеческих деяний. Анне Лука пытается облегчить муки ухода из жизни, в Актера и Пепла вселяет надежду на возможность изменить жизнь к лучшему. Но, с другой стороны, после исчезновения старика обретенная людьми надежда оказывается не только иллюзией, но и превращается в полную свою противоположность, что приводит героев к катастрофе. Людям же сильным духом ("человекам”), тем, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь. Они сами творят свою судьбу, свое счастье и свое несчастье. Таким образом, философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Но главное — она обращена к доброму в душе каждого человека. Это доброе пробуждает в нем желание стать лучше. Сатин является выразителем другой жизненной позиции: "Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга”.' Человека надо уважать, считает герой, жалость только унижает. Но кто сам Сатин? Шулер, человек, живущий заведомой ложью. Он говорит красиво, но декларирует презрение к тем несчастным, кто работает ради корки хлеба: "Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми”. Говорит об уважении, а уничижает того самого "маленького человека”, которому сочувствовала русская литература, начиная с Пушкина. Образованный, умный, сильный Сатин сам, очевидно, мог бы вырваться со "дна” жизни, но не хочет этого сделать: зачем? Так идея "свободного человека” (как и идея утешения ложью Луки) превращается в свою полную противоположность — в философию своеволия, и Сатин становится невольным идеологом зла, превращая его в форму существования на земле и оправдывая его. Таким образом, в пьесе нет однозначного ответа на вопрос: что лучше — истина или сострадание? Горький выражает и уверенность, что только истина в состоянии спасти человечество, и понимание значимости сострадания в жизни людей. | |
Просмотров: 599 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |