Главная » Файлы » Сочинения » "Идиот" |
"Что сближает князя Мышкина и Рогожина?" в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
30.06.2012, 02:14 | |
В
романе «Идиот» «обратной стороной медали», воплощением темной стороны
человеческой личности стал Парфен Рогожин. В этом качестве он связан с
князем Мышкиным воедино, как связаны в одном человеке его лучшие и
худшие стороны. В широком смысле князь Мышкин и купец Рогожин — это одно
целое существо. В романе это подчеркивается с первых же строк: «В одном
из вагонов третьего класса, с рассвета, очутились друг против друга, у
самого окна два пассажира — оба люди молодые, оба почти налегке, оба не
щегольски одетые, оба с довольно примечательными физиономиями и оба
пожелавшие, наконец, войти друг с другом в разговор». Кроме этого — они
ровесники, им по двадцать семь лет — возраст, в котором, по мнению
Достоевского, происходит решительный перелом судьбы и личности.
Однако сколько у князя Мышкина и у Рогожина сходства, столько же у них и различия. Контрасты между этими двумя важнейшими героями обращают на себя внимание на протяжении всего романа. Если Мышкин является воплощением всего хорошего, доброго и чистого, что только можно найти в человеке, то в Рогожине писатель намеренно гиперболизирует те черты, которые отталкивают всякого. Что касается портрета Рогожина, то в нем как в зеркале отражаются низменные инстинкты, с уст не сходит «злобная улыбка», чувствуется уже привычная агрессивная напряженность. Настасья Филипповна называет его мужиком. Ей все равно, что за него пойти, что на улицу, что в прачки, что в трущобу. «Рогожинская» — синоним, и не только для Настасьи Филипповны, падшей, погибшей женщины. Характер Рогожина также кроится автором из самой грубой материи: всячески подчеркивается его необразованность, необузданность, стихийность. Контраст между алчной неразборчивостью Рогожина и душевной деликатностью князя столь велик, пропасть между рогожинским ревом: «Не подходи!... Моя! Все мое!» — и рыцарским: «Я вас честную беру, Настасья Филипповна, а не рогожинскую...», — столь очевидна, что Настасья Филипповна, оказавшись между этих двух полюсов, как в ловушке, обречена на мучительные метания. Отношения между двумя этими персонажами также строятся в соответствии с теми ролями, которые они играют в романе. Рогожин временами смертельно ненавидит князя Мышкина, готов его даже убить: «Я, как тебя нет предо мною, то тотчас к тебе злобу и чувствую. Лев Николаевич... Так бы тебя взял и отравил чем-нибудь!» Между тем именно князь Мышкин становится для Рогожина самым близким человеком. Именно ему он исповедуется в прегрешениях, рассказывает о своих отношениях с Настасьей Филипповной, жалуется на свои страдания. В конце концов, именно князя Мышкина Рогожин приводит в свой дом в финале романа, когда уже совершилось убийство. Он делит с ним свое горе и только искреннее сострадание князя в итоге приводит Рогожина к духовному прозрению. В финале романа эти два героя окончательно сливаются своими судьбами друг с другом. Князь Мышкин и, уходя из разума, остается помощью и поддержкой Рогожину; Рогожин и, совершив преступление, духовно возрождается. Так открывается одна из самых загадочных заповедей Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геене». | |
Просмотров: 1327 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |